О новом символе Града Креста

В феврале этого года городская Дума утвердила новый герб города Ставрополя. Решение было воспринято общественностью неоднозначно. Вместе с положительными отзывами в информационном пространстве появились и критические замечания, основная масса которых свелась к двум вопросам: зачем вдруг понадобилось менять символику города и почему не проводилось общественное обсуждение проекта? Подробно о причинах и ожидаемых последствиях внесенных изменений мы поговорили с председателем Ставропольской городской Думы Георгием Колягиным.
- Георгий Семенович, начнем с истоков, когда у Ставрополя появился первый герб и какой по счету нынешний главный символ города?
- 23 октября 1828 года императором Николаем I был высочайше утвержден герб Кавказской области, получивший в ноябре того же года законодательное закрепление в указе Сената. Он представлял из себя разделенный на две части щит, в верхней половине которого размещался орел Российский в золотом поле, восседающий на вершине горы Кавказа, а в нижней в голубом поле был изображен воинственный кавказский житель, скачущий на коне по зеленой степи. Мало кто об этом знает, но именно этот герб является первым символом Града Креста, потому что одновременно служил эмблемой и Кавказской области, и ее административного центра – города Ставрополя.
Полвека спустя, в 1878 году был утвержден новый герб Ставропольской губернии и губернского города Ставрополя. Это хорошо известный нам зеленый щит с крепостной стеной под серебряной пятилучевой звездой. После победы Великой Октябрьской социалистической революции вместе с личными гербами титулованной знати были упразднены и другие эмблемы – гербы городов и областей. Так на долгое время Ставрополь лишился своего символа.
Всплеск интереса к геральдике в конце 60-х годов прошлого столетия привел к тому, что у нашего города появился другой герб, исполненный в духе советской эпохи: пересеченный щит, в верхнем червленом поле которого был расположен пятизубчатый золотой сегмент шестеренки, а в нижнем зеленом, обрамленном золотыми колосьями, – золотое пламя. Все вместе это символизировало высокий уровень промышленности и земледелия. Утвержденный горсоветом в 1968 году, уже в 90-х этот герб перестал соответствовать реалиям и запросам времени.
В июне 1994 года был объявлен конкурс на лучший проект герба города Ставрополя, в котором победил эскиз авторства директора краевого музея Николая Охонько и художницы Ирины Олейник. В новой эмблеме отразилось уважительное отношение к многогранной истории города. На гербовом щите разместились элементы предыдущих символов: и царской эпохи, и советского времени. Отдана дань основателям города – хоперским казакам и владимирским драгунам. Отмечена роль Ставрополя как центра православной культуры. Главной же «говорящей» фигурой герба стал золотой крест.
Новейший герб, который городская Дума утвердила в феврале этого года, пятый по счету, сохранил в себе смысловое содержание предшественника, но при этом стал более совершенным с точки зрения собственно геральдики.
- В чем именно это выражается?
- Основное геральдическое правило – правило тинктур – запрещает наложение металла на металл и финифти на финифть. В классической геральдике признаются два металла: золото и серебро (желтый и белый цвет соответственно), и пять финифтей или эмалей: червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур. Есть еще один вид тинктур – меха, горностаевый и беличий, но в нашем гербе они не используются. Как вы помните, в гербе 1994 года золотой всадник был наложен на серебряное поле, серебряная церковь на серебряное же поле. Конечно, это нарушение. Но когда мы принимали предыдущий герб, геральдические правила в нашей стране установлены еще не были. Геральдический совет и Союз геральдистов появились лишь в конце 90-х годов. И в момент принятия тот герб ничему не противоречил. Позже появилась единая система, государственный геральдический регистр и методические рекомендации по разработке официальных символов муниципальных образований. Был установлен запрет на использование в них государственной символики, цифр и названий. Наш герб этим установкам не соответствовал: в дубовый венок изначально была вплетена лента в цветах российского триколора, а над щитом был обозначен год основания. Так что изменения действительно назрели.
- Помимо геральдических правил причина изменений состояла и в требованиях законодательства.
- Да, федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления обязывает нас регистрировать официальные символы муниципалитета. А чтобы их внести в государственный геральдический регистр, они должны соответствовать геральдическим правилам.
- Но у нового герба появился острый критик, некий брянский историк-геральдист, утверждающий, что в нынешнем виде герб ни в коем случае экспертизу не пройдет и одобрение герольдии не получит…
- Не привык обсуждать персоналии, но в данном случае настоятельно рекомендую: прежде чем прислушиваться к мнению «историка» для начала наведите о нем справки и ознакомьтесь с его научными и жизненными «достижениями». Тут впору вспоминать классическое: «А судьи кто?»
Автор ставропольского герба Николай Анатольевич Охонько много лет служит секретарем геральдической комиссии при Губернаторе Ставропольского края, отмечен наградами, является признанным специалистом в области геральдики. За время его работы были разработаны, утверждены и зарегистрированы десятки символов муниципальных образований Ставрополья. Это настоящие, реальные достижения, которые невозможно нивелировать глупыми инсинуациями.
Обвинения в том, что мы не провели публичные слушания и конкурс по отбору проекта нового герба, совершенно не состоятельны хотя бы потому, что те самые методические рекомендации по разработке символов муниципальных образований, на которые ссылается наш оппонент, как раз и не рекомендуют проводить такие процедуры. Цитирую: «Практический опыт показывает, что при разработке официальных символов нецелесообразно прибегать к проведению открытых конкурсов на создание проектов муниципальных символов. Помимо того, что проведение таких конкурсов связано со значительными трудозатратами, результаты конкурсов крайне редко бывают удачными, а если какой-либо конкурс и приводит к выделению победившего проекта, то дальнейшая доработка этого проекта бывает затруднена условиями конкурса и амбициями авторов победившего проекта».
К тому же мы как депутаты уже наделены полномочиями по представлению интересов граждан. Корректируя герб, мы преследовали простую цель – привести его в соответствие с правилами геральдики, сохранив при этом его смысловое содержание и узнаваемые художественные мотивы, чтобы сделать его полноправным преемником полюбившегося горожанам символа.
- Вы полагаете новый герб будет внесен в государственный регистр?
- Надеемся на это. Пакет документов для проведения геральдической экспертизы мы уже направили, ждем результатов. Но даже если нам придется что-то поменять в гербе, ничего страшного в этом нет. Это обычный рабочий процесс и уж точно не повод для огульных обвинений.
- Следующий этап – изменение флага?
- Да. И вот здесь нам придется действительно не просто. Потому что правило тинктур действует и для знамен, а основные цвета флага города Ставрополя – белый и желтый. Но мы поборемся за свою традиционную символику и попробуем отстоять ее перед Геральдическим советом.
- Возвращаясь к гербу: некоторые новостные издания указали, что корона над щитом является символом крепостной стены, но в толковании герба от этом нет ни слова. Почему?
- Потому что это не соответствует действительности. Золотая башенная корона о пяти зубцах с лавровым венком по обручу является отражением статуса Ставрополя как административного центра субъекта Российской Федерации. Не будь мы столицей края, права на лавровый венок у нас бы не было. А будь мы сельским поселением, то могли бы короновать свой герб не башенной, а территориальной короной и не о пяти, а о трех зубцах. Хочу напомнить, что герб – это не произвольный рисунок, не этюд на заданную тему, это изобразительное имя города, где каждый элемент имеет свое значение и используется исключительно по предписанию.
Размещение самого герба, кстати, тоже строго регламентировано. Это официальный символ города, в отношении которого небрежность не допустима. Его могут использовать должностные лица и органы местного самоуправления на своих бланках, печатях, штампах, в залах заседаний и тому подобное. Также возможно его размещение на печатных и иных изданиях информационного, научного, научно-популярного, сувенирного характера, выпускаемых предприятиями города Ставрополя. В случае проведения официальных церемоний и других торжественных мероприятий под эгидой органов местного самоуправления герб может использоваться в качестве праздничного оформления.
Воспроизведение герба города Ставрополя допускается в многоцветном и одноцветном вариантах, однако независимо от его размеров, техники исполнения и назначения, должно точно соответствовать геральдическому описанию, приведенному в Положении о гербе.
Кроме того, герб может воспроизводиться как с дополнительными элементами (дубовым венком и короной), так и без них в виде одного щита. Такие изображения будут являться равнозначными, равноценными и равно приемлемыми во всех случаях официального использования.
Нарушения в использовании герба, а также надругательство над ним влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- И последний вопрос. Вам лично новый герб нравится?
- Конечно, иначе бы я за него не голосовал. На мой взгляд, он стал гармоничнее, совершеннее и при этом не утратил своей самобытности. Вы ведь когда смотрите на него, тоже понимаете, что этот герб может принадлежать только Граду Креста и никакому другому городу. А это главное.

Дата публикации 12.03.2021 13:30:00