Информация о городе

Точных сведений о времени возникновения поселения на месте, где ныне стоит г. Ставрополь со своими окрестностями, нет. Но тем не менее необходимо признать, что в самую отдаленную эпоху нашей истории и даже далеко до возникновения русского государства здесь кипела жизнь, жил какой-то культурный народ, который и оставил следы своего существования на нашем плоскогорье. Об этой прошлой жизни, бесспорно, свидетельствуют развалины построек, остатки жительства, укрепленные пункты, могильники, расположенные вокруг Ставрополя, не в далеком от него расстоянии.

Такими свидетельствами далеко минувших лет являются у нас Русский городок, развалины большой постройки в урочище Валик в Казенном лесу, городок на спуске к селению Татарка, целый ряд курганов по речкам Ташла и Мамайка с остатками древних жительств и могильники с кирпичными в них склепами. К той же отдаленной эпохе относятся и каменные бабы, которые были найдены здесь, на месте Ставрополя, в значительном числе и которые частью сохранились ещё и до настоящего времени. Археология дает нам указания для определения времени, к которому можно отнести все эти остатки прошлого, и мы смело можем утверждать, что еще до нашей эры здесь, на нашем плоскогорье, на месте нашего города, шла бойкая жизнь.

Но кроме этих остатков далекого прошлого, о нем нам говорят с полной достоверностью разные предметы домашней утвари, оружия, монеты и украшения. На месте Ставрополя найдены бронзовые топоры, бронзовые и железные стрелы, копья, древние металлические зеркала, ожерелья, бусы и, как уже сказано, каменные бабы, которые являются первыми памятниками культуры после каменных орудий. Из всех этих свидетелей минувших веков монеты с большей точностью говорят о прошлом; и монеты Парфянского царства и Босфорского, найденные здесь, ясно свидетельствуют о том, что и наше место принимало участие в мировой жизни этих отдаленных от нас эпох.

Серьезное значение нашего плоскогорья в то отдаленное от нас время обусловливалось тем, что в восточной части Северного Кавказа, нынешней нашей губернии, был центр могучего влияния той исторической эпохи — город Великие Мажары, столица Хазарского царства, а на западе развивалась греческая культура в тех греческих колониях, которые очень рано возникли по берегам Черного и Азовского морей, и далее — Босфорское царство на теперешнем Крымском полуострове. Общение Великих Мажар, бывших центром всего тогдашнего культурного мира, с греческим западом шло именно чрез нынешнюю Ставропольскую губернию, и наше плоскогорье было одним из видных этапных пунктов того движения. Находимые предметы свидетельствуют об этом общении и распространении влияния как того, так и другого народа. Последние археологические работы у нас на Северном Кавказе с положительностью удостоверяют широкое и могущественное влияние жившего здесь народа, хотя и исчезнувшего, но оставившего, несомненно, глубокий след в истории нашего края.

Но вот настают времена христианства, и оно широкой волной идет с запада на восток, прорезывает горы до самого Каспийского моря и оставляет следы на Северном Кавказе в виде древних церквей, крестов, намогильных плит с надписями, целого ряда гробниц и построек; и как свидетельство этого периода у нас, на нашей горе, ныне называемой Соборной, находят каменный крест, доказательство жизни первых христиан, может быть, спасавшихся от гонения и искавших убежища в этих отдаленных от Греции и Рима местах. Само название Ставрополь происходит именно от этой находки здесь креста.

Но наступившее затем движение народов, их уклад, сопровождавшийся страшными войнами, отодвигает историю Северного Кавказа в сторону, сметает бывшие здесь народы, делает его как бы временной стоянкой этих грозных военных лагерей, и мы только к IX веку снова видим нашу страну среди общей жизни народов, снова здесь развивается жизнь. Но новый натиск с востока в виде нашествия монгольских орд в XIII веке опять низводит страну к полному упадку. Северный Кавказ делается достоянием кочевых полчищ, их взаимных войн, военных передвижений целых народностей, и только к концу XVII века резко обозначается русское влияние, и русский человек все в большем и большем числе водворяется среди широких пространств Северного Кавказа.

Когда возник Ставрополь, точно неизвестно, но правительство Екатерины II, желая обеспечить границу государства от Турции, решило построить ряд укреплений от Азова до Моздока, и среди намеченных пунктов была крепость №8, которая и основана затем именно на нашей нынешней Соборной горе, где теперь стоит двор интендантства. Найденный здесь каменный крест дал название крепости, которое потом перешло к казачьей станице, а потом и к самому городу. В 1777 году полковник Ладыженский приступил к устройству крепости, расположившись здесь с Владимирским драгунским полком. Этот день надо считать днем возникновения поселения на месте Ставрополя как военного пункта. В 1778 году пришли казаки с р. Хопра и расположились под горой с северной стороны. Скоро вокруг крепости и под защитой её возникла слободка, вольное поселение из зашедших сюда крестьян, отставных солдат, их семейств, и стала развиваться жизнь вне крепости, но все же подчиняясь военному управлению и входя в общий строй военной жизни без собственного управления. Ныне существующие у нас улицы Михайловская, Мавринская и Барятинская — это и были солдатские слободки первая, вторая, третья. Жизнь населения слободки всецело стояла в зависимости от крепости, от её потребностей и её положения в данное время.

Господствующее положение крепости, благодаря возвышенной местности, значительный гарнизон и близость казачьей станицы делали место это вполне безопасным, и потому сюда потянулась значительная часть поселенцев, и слободки росли. Явилась необходимость создать другие условия для жизни этой части поселения при крепости, и в 1785 году 5 мая последовал указ Екатерины II об учреждении Кавказского наместничества, причем образованы были в Кавказской губернии три уезда: Георгиевский, Моздокский и Ставропольский — и Ставрополь был назначен уездным городом. День 5 мая и надо считать началом существования Ставрополя как города. В следующем году открыты были присутственные места.

В это время Ставрополь представлял из себя ряд домов, довольно неправильно разбросанных по юго-восточной и юго-западной стороне от крепости; на северной стороне была расположена станица, где теперь Хоперская улица и Станичные улицы, с церковью на Нижнем базаре, где теперь часовня, а на нашем нынешнем Николаевском проспекте рос лес, в нескольких местах были топкие места от родников, вытекавших из Крепостной горы, и один из этих ручьев пересекал его в том месте, где на площадке между бульварами ныне стоит бассейн, и тут шла глубокая водомоина по направлению к нынешнему дому Меснянкина (старая гимназия). Население в это время было весьма невелико: всего 467 дворов и 27 лавок к 1780 году.

Новый город не имел своей церкви и составлял приход казачьей церкви. Эта церковь построена в 1780 году, а первою церковью надо считать походную церковь Владимирского полка, помещавшуюся внутри крепости в плохом деревянном здании. Надо полагать, что церковь эта стояла на том месте, где ныне во дворе интендантства стоит крест. Впоследствии церковь эта (за уходом Владимирского полка) была оставлена и долго стояла без всякого призора, пока не была наконец продана и перевезена, кажется, в станицу Успенскую.

В это время город не имел собственной отдельной земли, а земля была в общем владении с казаками, вернее жители-горожане пользовались казачьей землей и теми угодьями, которые составляли казенную землю. С переводом казаков в станицу Суворовскую в 1825 году казачьи земли остались в исключительном пользовании горожан; и наши архивы содержат много дел, возникших по поводу положения и способа пользования этим земельным казачьим имуществом. Этой земли осталось 16267 дес. 57 кв. саж.

Таким образом, благодаря указу Екатерины II от 5 мая 1785 года Ставрополь из слободки при крепости обратился в город со значительной уездной территорией, жители из бесправных, подчиненных всецело суровому военно-крепостному управлению, обратились в горожан, права которых покоились на знаменитой «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи», данной 21 апреля 1785 года.