Решения избирательной комиссии города Ставрополя

                                  Избирательная комиссия города Ставрополя


                                                     ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 июня 2016 года                                                                            № 41/132
                                                         г. Ставрополь

Об обращении гражданки Комовой Г.Н. на бездействие избирательной
комиссии города Ставрополя

03 июня 2016 года в избирательную комиссию города Ставрополя по-ступило обращение гражданки Комовой Г.Н. о бездействии избирательной комиссии города Ставрополя по формированию районных комиссий, о бездействии Ставропольской городской Думы по утверждению схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов, а также об отсутствии информации на сайте избирательной комиссии города Ставрополя для кандидатов по предстоящим выборам 2016 года.
Как следует из направленных в избирательную комиссию города Ставрополя материалов, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации по электронной почте 28.05.2016 в 05 часов 31 минуту по московскому времени с электронного адреса  gkomova75@gmaiI.com поступило обращение, отправитель которого указал, что он (она) является Комовой Галиной Николаевной, проживающей по адресу: 355000, в городе Ставрополе, по ул. Репина, дом 111, кв 1.
    Полагая свои избирательные права нарушенными, в обращении заявитель просил: «разъяснить правомерно ли бездействие избирательной комиссии г. Ставрополя по формированию избирательных районных комиссий, а также бездействие гордумы, которая должна принять решение о избирательных округах и по каким то причинам тянет с принятием этого акта».
    Также в обращении заявитель утверждает, что  «полностью отсутствует на официальном сайте городского изберкома г. Ставрополя -которого (сайта) как такового нет (и в других источниках )-актуальной информации для кандидатов по предстоящим выборам 2016 года в городскую думу г. Ставрополя».
    Ответ на обращение заявитель просил предоставить на эл. адрес: gkomova75@qmail.com.
    Указанное обращение поступило в приемную ЦИК России 30 мая 2016 года и было зарегистрировано за № 1156.
    Впоследствии обращение было направлено в избирательную комиссию Ставропольского края, а затем 01 июня 2016 года за № 01-15/1372 в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) направлено в избирательную комиссию города Ставрополя для рассмотрения и ответа заявителю.
    Анализ содержательной части указанного обращения, её сопоставление с формой обращения  (в которой заявитель просит «разъяснить правомерность бездействия» избирательной комиссии и «гордумы») свидетельствует о том, что, фактически, данное обращение имеет непосредственной целью обратить внимание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на имеющие место, по мнению заявителя, нарушения законодательства о выборах и референдумах в Российской Федерации со стороны избирательной комиссии города Ставрополя и Ставропольской городской Думы, инициировать реакцию адресата в отношении указанных органов.
    Первым в обращении содержится утверждение заявителя о бездействии избирательной комиссии г. Ставрополя «по формированию избирательных районных комиссий». Данное утверждение не основано на нормах законодательства о выборах и референдумах в Российской Федерации, фактических обстоятельствах.
    Система и статус избирательных комиссий, комиссий референдума в Российской Федерации закреплены в статье 20 Федерального закона, согласно которой в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:
    Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
    избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
    избирательные комиссии муниципальных образований;
    окружные избирательные комиссии;
    территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
    участковые комиссии.
    При этом, согласно статье 24 Федерального закона избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.
    Статья 26 Федерального закона определяет порядок формирования и полномочия территориальных комиссий, в соответствии с которой, положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации. Территориальные комиссии действуют на постоянной основе. Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.
    Таким образом, создание «избирательных районных комиссий» в системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Российской Федерации — Федеральным законом не предусмотрено. Территориальные избирательные комиссии входят в систему государственных органов в субъектах Российской Федерации и не могут формироваться муниципальным органом — избирательной комиссией города Ставрополя. Территориальные избирательные комиссии Ленинского, Октябрьского и Промышленного районов города Ставрополя сформированы избирательной комиссией Ставропольского края в установленном порядке и осуществляют свою деятельность в настоящее время.
С учетом того, что под бездействием органа понимается его уклонение от осуществления функций и полномочий, возложенных на него нормативными актами, на избирательную комиссию города Ставрополя не возложено обязанности и ей не предоставлено права формировать  «избирательные районные комиссии» - отсутствует факт «бездействия избирательной комиссии г. Ставрополя по формированию избирательных районных комиссий», как это указано заявителем.
Кроме того, согласно статье 7 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления на территории Ставропольского края осуществляют:
избирательная комиссия муниципального образования;
окружные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
Поскольку избирательная комиссия города Ставрополя и участковые избирательные комиссии на территории города Ставрополя сформированы сроком на пять лет, можно предположить, что заявитель имел в виду окружные избирательные комиссии, называя их «избирательными районными комиссиями».
Вместе с тем в силу статьи 5 Закона Ставропольского края «О системе избирательных комиссий в Ставропольском крае» окружные избирательные комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования формируются не позднее чем за 55 дней до дня голосования. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.
С учетом норм избирательного законодательства днем голосования на выборах депутатов Ставропольской городской Думы нового созыва предполагается 18 сентября 2016 года, в связи с чем последним днем для формирования окружных избирательных комиссий либо возложения полномочий на иные избирательные комиссии является 24 июля 2016 года.
Следовательно, в действиях избирательной комиссии города Ставрополя отсутствуют признаки бездействия по формированию избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов депутатов Ставропольской городской Думы нового созыва.
    Вторым в обращении содержится утверждение заявителя о бездействии «гордумы, которая должна принять решение о избирательных округах и по каким-то причинам тянет с принятием этого акта». Данное утверждение не основано на нормах законодательства о выборах и референдумах в Российской Федерации, фактических обстоятельствах.
    В соответствии с пунктами 1, 2, 7, 7.1 статьи 18 Федерального закона для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ.
    Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.
Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
В случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.
    На основании вышеуказанных законоположений постановлением избирательной комиссии города Ставрополя от 27 ноября 2015 года за № 39/127 была определена  схема одномандатных избирательных округов  для проведения выборов депутатов Ставропольской городской Думы из расчета установленной численности избирателей на 01.07.2015 и количества одномандатных избирательных округов в соответствии с Уставом муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края на  дату принятия постановления. В соответствии с законодательством Российской Федерации вышеуказанное постановление было направлено в Ставропольскую городскую Думу для утверждения схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Ставропольской городской Думы.
    В соответствии со статьей 18 Федерального закона 24 декабря 2015 года за № 808 Ставропольская городская Дума приняла решение «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Ставропольской городской Думы», согласно которому была  утверждена сроком на десять лет схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Ставропольской городской Думы.    Текст решения размещен на официальном сайте Ставропольской городской Думы в информационно – телекоммуникационной сети  «Интернет» (далее – сеть интернет) по адресу: http://www.dumast.ru/documents/decisions/6386/
    В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по итогам публичных слушаний, 11 мая 2016 года за № 847 Ставропольская городская Дума приняла решение «Об Уставе муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края», согласно которому был принят Устав муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края. Указанное решение после государственной регистрации вступило в силу после его официального опубликования в газете «Вечерний Ставрополь».
    Текст решения размещен на официальном сайте Ставропольской городской Думы в сети интернет по адресу: http://www.dumast.ru/documents/decisions/6746/
    Устав города Ставрополя был опубликован в газете «Вечерний Ставрополь» № 93 (5975) от 21 мая 2016 года. Архив данного номера газеты расположен в сети интернет по адресу: http://vechorka.ru/newspaper/5975/. PDF — архив номера газеты расположен в сети интернет по адресу: http://vechorka.ru/media/files/2016/5/vechernij-stavropol-093.pdf.
    Через 4 дня после вступления в силу нового Устава муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края избирательная комиссия города Ставрополя из расчета установленной численности избирателей на 01.01.2016 и установленного количества одномандатных избирательных округов 25 мая 2016 года за № 40/129 приняла постановление «Об определении  схемы одномандатных избирательных округов  для проведения выборов депутатов Ставропольской городской Думы". Указанное постановление 26 мая 2016 года было направлено в Ставропольскую городскую Думу  для утверждения в установленном порядке схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Ставропольской городской Думы.
30 мая 2016 года предложенная схема  одномандатных избирательных округов  для проведения выборов депутатов Ставропольской городской Думы была рассмотрена профильными комитетами Ставропольской городской Думы, а 01 июня 2016 года Ставропольская городская Дума приняла решение «О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Ставропольской городской Думы».
    Таким образом, установленный пунктом 7.1 статьи 18 Федерального закона срок, согласно которому представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования — нарушен не был. Новая схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Ставропольской городской Думы была утверждена в течении 10 дней  со дня вступления в силу соответствующих положений устава муниципального образования.
    26 мая 2016 года на официальном сайте Ставропольской городской Думы на странице «Новости Ставропольской городской Думы» по адресу http://www.dumast.ru/news/ были размещены сведения: «Ставропольская городская Дума информирует о созыве заседания", в котором было указано, что «Согласно распоряжению главы города Ставрополя от 24 мая 2016 года № 28-р созывается семьдесят седьмое очередное заседание Ставропольской городской Думы шестого созыва, которое состоится 01 июня 2016 года в 11.00 часов по адресу: просп. К. Маркса, 96, кабинет 206. На заседании планируется рассмотреть следующие вопросы: ...3. О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Ставропольской городской Думы». Страница извещения: http://www.dumast.ru/news/6759/.
    С учетом вышеуказанного, утверждение заявителя о бездействии «гордумы, которая должна принять решение о избирательных округах и по каким-то причинам тянет с принятием этого акта» - не достоверно и не обоснованно. Требование к адресату обращения дать оценку «правомерности бездействия» - недопустимо ввиду отсутствия факта бездействия.
    Третье утверждение заявителя: «Также полностью отсутствует на официальном сайте городского изберкома г. Ставрополя - которого (сайта) как такового нет (и в других источниках) - актуальной информации для кандидатов по предстоящим выборам 2016 года в городскую думу г. Ставрополя» - также не основано на нормах законодательства о выборах и референдумах в Российской Федерации, фактических обстоятельствах.
    Из первой части предложения следует, что сайт избирательной комиссии города Ставрополя в сети интернет существует, работоспособен, заявитель его обнаружил и исследовал.
    Ссылка на сайт избирательной комиссии города Ставрополя расположена на главной странице официального сайта Ставропольской городской Думы по адресу http://www.dumast.ru/.
    Содержательная часть сайта размещена по адресу http://www.dumast.ru/election-commission/.
    В настоящее время раздел сайта «Выборы и референдумы» не содержит «информации для кандидатов по предстоящим выборам 2016 года в городскую думу г. Ставрополя». Однако такая информация не может быть в настоящее время размещена на сайте по следующим основаниям.
    В соответствии с пунктами 19, 20, 35 статьи 2 Федерального закона под избирательной кампанией понимается - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
    Избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения считается деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами.
    Под кандидатом понимается лицо, выдвинутое в установленном Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
    На дату обращения заявителя отсутствует официальное опубликование (публикация) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов; лицо, обратившееся с заявлением, статусом кандидата не обладает. Кроме того, отсутствует иной круг лиц, обладающих статусом кандидатов.
    Содержание правового понятия «избирательных прав» закреплено пунктами 26-28 статьи 2  Федерального закона и выражено совокупностью определенных избирательных действий, совершаемых в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
    Согласно положений части 4 статьи 20 Федерального закона избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
    Таким образом, не может считаться нарушением избирательных прав (активного или пассивного) отсутствие «актуальной информации» для несуществующего круга лиц в отсутствие обязательного инициирующего события (официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов). Рассмотрение заявлений и требований лиц, не сопряженных с нарушением избирательных прав не входит в компетенцию избирательных комиссий и должно осуществляться в административном либо судебном порядке.
    При подготовке указанного обращения к рассмотрению на заседании избирательной комиссии города Ставрополя для реализации права заявителя, установленного законом — присутствовать на заседании комиссии, возникла необходимость уточнить его место жительства. Также комиссия обязана была уточнить статус лица, обратившегося с заявлением, для выявления его нарушенного избирательного права, характера нарушения, определения способов восстановления нарушенного права. В этих целях избирательной комиссией города Ставрополя был направлен запрос в избирательную комиссию Ставропольского края о предоставлении информации из Государственной автоматизированной системы Российской Федерации  «Выборы».
    В результате проведенной проверки специалистами аппарата избирательной комиссии Ставропольского края установлено, что по сведениям, содержащимся в региональном фрагменте Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» по городу Ставрополю, гражданка Комова Галина Николаевна не значится и в списки избирателей не включена.
    Из указанного выше следует недостоверный характер утверждений и сведений, изложенных в представленном обращении, неправильное толкование и применение норм законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах заявителем, отсутствие факта нарушения избирательных прав заявителя как основания для реагирования.
    Считаем необходимым подчеркнуть, что любой участник избирательного процесса, обратившийся непосредственно в избирательную комиссию города Ставрополя, вправе рассчитывать на получение полной информации о правовом регулировании в сфере избирательного права, принимаемых на различных уровнях нормативных и правоприменительных актах, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах.  
Учитывая вышеизложенное, избирательная комиссия города Ставрополя

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить, что утверждения и сведения, изложенные в обращении гражданки Комовой Г.Н., являются недостоверными.
2. Направить настоящее постановление в избирательную комиссию Ставропольского края, гражданке Комовой Г.Н.
3. Разместить настоящее постановление на сайте Ставропольской го-родской Думы в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».


Председатель                                                                          В.В. Филиппченко


Секретарь                                                                                Е.С. Морозова    

№ постановления: 41/132
Дата постановления: 03.06.2016