Муниципальный земельный контроль и снос нелегальных ларьков обсудили на профильном комитете Думы

Накануне десятого заседания городской Думы седьмого созыва Геннадий Тищенко провел заседание возглавляемого им комитета по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям. Часть рассматриваемых на нем проектов уже принята в качестве решений на прошедшем думском заседании, другие вопросы остаются в центре внимания депутатов. В их числе муниципальный земельный контроль и ликвидация торговых точек, не вошедших в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Необходимость муниципального надзора в сфере землепользования, конечной целью которого является эффективное управление земельными ресурсами и финансовое пополнение казны, давно осознали в Ставропольской городской Думе. Именно поэтому депутаты комитета по собственности выдвинули инициативу по внедрению практики земельного контроля в городе, которая сейчас успешно реализуется. В рамках его осуществления специалистами КУМИ за период 2016 года обследовано более 7 тысяч земельных участков. По итогам этой работы выявлено свыше 1000 нарушений. Для их устранения комитет предпринимает различные меры: от претензий землепользователям до инициирования прокурорского реагирования и судебных разбирательств. На основании материалов муниципального земельного контроля поданы исковые заявления в арбитражные суды и суды общей юрисдикции об освобождении земельных участков и о взыскании неосновательного обогащения за фактическое пользование земельными участками. Сумма поступлений в отчетном периоде за фактическое пользование составила 23,5 миллиона рублей.
Земельному контролю в прошлом году «подверглись» 23 городских квартала (центральная часть и 204 квартал), в состав которых входят 1393 земельных участка. По результатам обследования выявлено 79 нарушений земельного законодательства: отсутствие  правоустанавливающих документов и несоответствие установленному виду разрешенного использования земель.
На заседании было отмечено, что очевидные успехи в области земельного надзора, не отменяют объективных сложностей: специалистов для такого объема работы явно недостаточно. Кроме того, для полноценного функционирования системы муниципального земельного контроля жизненно необходима программная составляющая. Дополнительные штатные единицы и качественное специализированное программное обеспечение требуют немалых финансовых вливаний. В пользу целесообразности таких затрат говорят ощутимые результаты земельного контроля. Депутаты сошлись во мнении, что вектор выбран правильно, и работу в этом направлении нужно совершенствовать.
О сносе НТО докладывали сразу четыре ведомства: три районные администрации и комитет муниципального заказа и торговли. В прошлом году в Ставрополе выявлено 368 незаконно размещенных объектов. В Промышленном районе силами администрации района демонтировано 60 павильонов, в Октябрьском и Ленинском районах по 11. Руководители районных администраций обратили внимание участников заседания на то, что территориальные исполнительные органы не обладают полномочиями по сносу самовольных сооружений и соответственно не получают на эти цели бюджетные средства. Несмотря на это, зачистка города от нелегальных киосков и ларьков интенсивно ведется. Там, где собственники, не идут на добровольный демонтаж, привлекаются спонсорские средства. В планах на текущий год очистить краевой центр от 64 нестационарных торговых объектов. За неполный первый квартал 16 точек уже ликвидировано.
Инвентаризация НТО, проводимая в течение года, вскрыла ряд проблемных моментов при приведении сети торговых объектов в соответствие с утвержденной Схемой. В частности, затруднена идентификация конкретного объекта, используемого в нарушение земельного законодательства, в связи с тем, что Схемой предусмотрен только адрес размещения НТО. Фактически же по одному адресу могут располагаться несколько торговых павильонов, например, два киоска по продаже печатных изданий. Случается также, что даже входящий в Схему объект является незаконным ввиду отсутствия права на его размещение из-за того, что не были проведены конкурсные процедуры.  
В целом специалистами муниципального земельного контроля при обследовании 431 земельного участка, занятого некапитальными торговыми павильонами, в 180 случаях выявлены нарушения. Структурными подразделениями администрации приняты меры для их устранения в судебном порядке.
Председатель думского комитета по собственности отметил, что в сфере упорядочивания нестационарной торговли много ответственных подразделений – это и районные администрации, и комитет торговли, КУМИ и комитет градостроительства. Для надлежащего исполнения Схемы нужен один координатор. Логично предположить, что им должен стать профильный комитет муниципального заказа и торговли.
Другой важнейший аспект этой работы – время. Существующая практика по сносу незаконных НТО, опирается на судебные решения, получение которых – процесс долгоиграющий. За то время, пока по одному старому объекту суд вынесет вердикт, наплодятся десять новых. Поэтому сейчас комитет торговли администрации готовит Положение по упрощенному сносу нелегальных торговых павильонов, во внесудебном порядке.
- Положительная практика такого рода уже есть в регионах, - подчеркнул Геннадий Тищенко. - По упрощенной системе с НТО борются в Казани и Твери. Нам необходимо перенимать этот опыт. Наша цель – чистый, ухоженный город. Первый этап – это ликвидация всех не вошедших в Схему строений. Второй – борьба с узаконенными объектами, которые расположены в опасных местах: на остановках, в технических зонах отведения инженерных коммуникаций. Рано или поздно, но своей цели мы достигнем. А пока перед нами стоит задача разработать документ, регламентирующий оперативное устранение самовольных сооружений нестационарной торговли.

Дата публикации 16.03.2017 13:28:00